Рейнин Григорий
- математик и психолог, доктор философии в области психологии, действительный член МАИСУ и IASC
- член Американской Ассоциации Психологической типологии
- Один из основателей соционики, автор многочисленных работ по соционике
- Соционический тип: Искатель (Дон Кихот)
- Автор различных тренингов и практик, развивающих способности человека
- Мастер ТрадицииОтрывок из книги “Хроники Российской Саньясы” Влада Лебедько , том первый
“Сначала долго нас по Глобусу искали,а мы не прятались, мы просто шли и шли,Путями разными от Глобуса ушлиТут, слава Богу, и искать нас перестали”
(Г.Рейнин, из сборника “Песни Лотоса’)
29.9.1998
Влад: – Как вы дошли до жизни такой?
Рейнин Григорий Романович: – Интересно было. Сначала физиком был в “Политехе” (Политехнический Институт). В начале семидесятых заинтересовался паранормальными необъяснимыми явлениями. Первый человек, с которым я познакомился в этом плане – был Евгений Иосифович Зуев (прим: автор системы БЭСТ); затем был его Учитель – доктор Часов. Зуев работал массажистом; я ходил, смотрел, и многие вещи показались мне необычными и необъяснимыми. Так появилась мотивация.
Многое дало занятие боевыми искусствами. Потом я увлекся такой темой, как Арканы Таро и до сих пор интерес к этой теме у меня не пропал.
Особых курьезов не было, как-то все серьезно происходило. Хотя, я считаю, что юмор очень необходим. Если человек теряет чувство юмора в этих делах, теряет способность отнестись критически к тому, чем он занимается, то это уже крайне печально. А так довольно часто бывает. Когда человек встречается с опытом, который трудно переварить и он очень уж серьезно к этому относится, то до психической патологии здесь рукой подать.
Вообще Знания всегда приходили ко мне через людей и учился я у многих. Еще я встречал очень многих людей, которые делали практически одни и те же вещи, но объясняли все это совершенно по-разному. Потом уже я сам много занимался целительской практикой, бывали часто случаи “чудесных” исцелений, типа того, что опухоли проходили за один день и тому подобное.
В: – Как вы считаете, за счет чего это происходило?
Григорий Рейнин: – За счет гипноза, по-видимому. Но тогда я так не думал. Все мы очень внушаемы, но каждый по-своему.
Параллельно я занимался соционикой. Познакомился с Аушрой Аугустинавичуте. У Калинаускаса я этому тоже учился. Было это лет семнадцать назад.В: – Были ли в вашей жизни, в вашей практике какие-то рискованные ситуации?
Григорий Рейнин: – Да нет, все хорошо как-то, спокойно…
В: -А были ли у вас какие-то конфликты с социумом, с государственными структурами в те годы?
Григорий Рейнин: – У меня – нет. На эту тему у меня вообще есть такая теория: когда человек рождается и попадает в процесс воспитания, – его научают набору функций, необходимых, чтобы социум его принял. Его обучают жить на энергии социума (деньги, признание и тому подобное). А всю свою внутреннюю энергию он тратит на поддержание возможности выполнения требуемых социуму функций. Таким образом, человек балансирует: социум дает ему энергию для существования, а его собственная энергия идет на поддержание определенного образа себя (нужного социуму). Если в какой-то момент человек говорит – “Я хочу сам!” – то происходит такой процесс: во-первых, социум перестает ему давать энергию (деньги, статус, признание…); во-вторых, социум тестирует его на предмет – не опасно ли то, чем этот человек собирается заниматься. Если опасно, то его, естественно, как-то изолируют, наказывают, запрещают, сажают и так далее. Если не опасно, то его оставляют в покое. Таким образом, существует некоторый зазор между тем, что социуму желательно и тем, что обществом запрещается. В этом зазоре проходят Пути некоторых уникальных специалистов, которые делают то, что они хотят, при этом умудряются каким-то образом заработать деньги. Я, например, зарабатывал на жизнь разными вещами: макулатуру сдавал, преподавал каратэ и многое другое. Мне хватало на жизнь и, в то же время, я занимался тем, что меня интересовало. Ну, а поскольку это не было опасно для окружающих, то есть я не создавал секту, не призывал всех “под знамена”, то никто меня особо не трогал, разве что интересовались на предмет разных способностей. Мы с Игорем Калинаускасом вместе участвовали в исследованиях в разных лабораториях. Все это время я занимался восприятием. Меня интересовали механизмы человеческого восприятия.
В: – Каким инструментом вы пользовались для этого?
Григорий Рейнин: – Я думаю, что основной инструмент – это общение.
В: – Алексей Вовк привел, на мой взгляд, очень интересное название: “озвучивание интуиции”.
Григорий Рейнин: – То есть – выведение информации на сенсорные каналы: визуальный, аудиальный, двигательный и тактильный каналы. Да, это ситуация, когда некое единое Знание переводится на сенсорные каналы.
Вообще, я встречался и со многими жесткими сектантскими направлениями – “Белым Братством”, “Агни-йогой” в ее не очень-то человечном варианте. Короче говоря, с людьми, уверенными в том, что они знают, как устроен мир. Между прочим, многие из них были достаточно успешны в том, что делали, но и, соответственно неуспешны тоже, ибо существенно ограничены именно своими концепциями и верованиями.
Я сам никакой конкретной концепции не придерживаюсь и думаю, что использование любого инструмента – оно ситуативное – в зависимости от задачи. Можно всегда выбрать или создать пространство для эффективного решения нужной задачи. Как вы знаете из физики – успешность решения задачи зависит от выбора системы координат. Если мы выбираем удобную . координатную систему, а не какую-то стандартную, то все получается просто и легко.
В: – Наверное, мало где, кроме России времен “застоя” встречались случаи, когда Ищущий получал какой-то серьезный Духовный опыт, переживания, так сказать, – за бутылкой водки…
Григорий Рейнин: – Да, некоторым помогает. Я знаю таких людей, которым сильно помогло. Но большинство на этом погорело. Если человек может результат воздействия водки и других веществ отслеживать, минимизировать или совсем убирать, то есть — как бы “пережигать”, то в результате появляется энергия, чтобы что-то увидеть про себя. Облегчается доступ к подсознанию и могут идти весьма мощные прорывы весьма интересного материала. Это – довольно известные еще из древности вещи. Существовало же так называемое “Духовное пьянство” на Руси… Хотя сейчас, конечно, это все выродилось и давно превратилось у многих в обычную пьянку под знаком духовности, – то есть, как бы не просто пьем, а со смыслом! А людей, реально владеющих этой техникой, осталось очень мало.
Очень много мне дало знакомство с Игорем Калинаускасом. Это человек, который, на мой взгляд, реально воплощал в себе те идеи, которые я встречал только в книгах. Через контакт с ним пришло осознание, что все эти вещи невозможно изучать иначе, чем через собственные изменения, трансформацию. Для большинства же людей эта идея так и осталась закрытой и они до сих пор изучают какие-то феномены…
В: – При любой трансформации изменяется система ценностей, наступает, как правило, кризис. Было ли что-то подобное у вас?
Григорий Рейнин: – Для меня всегда доминирующей ценностью был интерес. Поэтому мне не стоило очень большого труда отказаться от какой-то системы представлений и искать другую. У меня не было жесткой системы ценностей вне того, что меня интересует, хотя были жесткие представления о мире и их, конечно, пришлось менять. Бывает часто такая беда, что способности и возможности восприятия опережают возможности осознавания и тогда человеку не удается интегрировать какое-то сильное переживание в свою картину мира. Тогда возникает пограничное состояние, от которого уже и до патологии близко.
У меня одно такое мощное переживание было – это когда я осознал, что мое “я” – это такая фигня! Это было просто очень смешно и я пол-дня не мог остановиться от смеха, когда вдруг оказалось, что “я” – это самое никчемное, что только может быть, то, что по сути дела – только мешает.
В: – Это осознавание пришло и ушло?
Григорий Рейнин: – Нет, оно так и осталось в фоне. Ушла эмоциональная часть этого осознания – я перестал смеяться, а само осознавание никуда не ушло.
Если человеку не нужно об этом самом “я” заботиться и беспокоиться, открываются совсем другие, чем раньше, возможности. Мы слишком уж много тратим на это энергии. Об этом я и до того в книгах читал, но одно дело – в книжке прочитать, и совсем другое, когда это вдруг приходит, как переживание…
В: – Это произошло в результате какой-то ситуации?
Григорий Рейнин: – Была такая детская игрушка – такая штучка, которую кидают в цель и она втыкается. Там еще есть поле, состоящее из пупырышков, между этих пупырышков она должна воткнуться. Вот я тренировался попадать в “десятку” и все попадал около, иногда даже в “девятку”. А потом, вдруг, без подготовки просто повернулся, бросил и попал точно в “десятку”. И я еще успел подумать: – “Надо же, как просто, – не нужно целиться на самом деле!”. И тут оно случилось…
В: – Как сделать так, чтобы это самое “я” перестало волновать?
Григорий Рейнин: – Да не думать о нем, вот и все! Всегда же можно поймать себя на том, например, что действие, которое я сейчас произвожу, направлено на то, чтобы поддержать какой-то образ – либо свое представление о себе, либо представление других людей обо мне, улучшить этот образ и представление и тому подобное.
К сожалению, то, что человек занимается своим собственным “я”, даже под хорошим очень флагом саморазвития, – это лишает его стольких переживаний, он проходит мимо стольких необыкновенных вещей, вещей вполне реальных, но которые он не может видеть просто потому, что сильно занят собой.
В: – Что это за вещи?
Григорий Рейнин: – Это похоже на вопрос; – “Что мне за это будет, если я перестану заниматься собой?”. Надо перестать, тогда ясно будет! А словами это не описать. Это другое восприятие реальности, другое с ней взаимодействие. Даже метафора не поможет. Если я говорю метафорически, – я обращаюсь к какому-то опыту, который у человека есть и он, соответственно, привязывается к этому своему опыту. А совершенно новый опыт словами не передать. Его сначала пережить надо. Можно передать состояние, но это уже другая тема…
Вообще говорить о своей жизни трудно. Говорить-то особо нечего. На сюжетном плане мало что происходило, никаких особых бурных событий.
Вот поговорите с Сашей Вороновым. Он вам еще меньше скажет. С ним мы познакомились в одной из лабораторий, где нас с Игорем Калинаускасом исследовали. Там были разные приборы; например прибор, задающий коронный разряд с определенной частотой импульсов. Надо было как-то воздействовать на прибор, чтобы частота импульсов поменялась, чем мы, к примеру и занимались. Приборов подобных была масса – от электрических, до биологических препаратов, типа воздействия на скорость свертываемости крови. И вот мы с Игорем уже несколько дней ходим в лабораторию, и как-то я ему говорю: – “Слушай, там парень-инженер сидит за приборами, что-то он странный какой-то”. -“Да, – отвечает Игорь, – действительно странный. Знаешь, по-моему, таких инженеров не бывает. Он ведь вообще-то в “нулевке” сидит все восемь часов”. Ну, как-то мы его после экспериментов и прижали, – рассказывай, мол, кто ты есть! Выяснилось, что на самом деле, он тут основной эксперт в этих делах, а приборы – это так, “для балды”. Он начал, конечно, отпираться, типа – “Да нет, я ничего, я тут так просто сижу, ручки кручу”. – “Да ладно, – говорим, – ручки! Почему в “нулевке” – то сидишь? Оказывается, человек уже около двадцати лет йогой занимается и вообще человек очень грамотный и необыкновенный. Это и был Саша Воронов, с которым мы с тех пор уже много лет дружим.
Вообще мне приходилось встречаться с замечательными людьми, одаренными, духовными, даже реализованными в социуме. Динара Асанова, например – известный кинорежиссер. Необычайный человек. От природы – ясновидящая, – она, ко всему прочему, могла заранее видеть не только весь предстоящий фильм, но и в точности, в деталях место, где он будет сниматься. Муж ее – Николай Юдин – удивительный художник, но почему-то, он пока не известен широко. А он замечательно рисовал Арканы Таро.
Был еще один замечательный человек – Слава Михайлов. Сейчас ему уже лет шестьдесят. Он фотограф и он мог фотографировать человека так, как он видел, а видел он порой очень причудливо и так потом человек на фотографии и получался. Он в свое время познакомил меня с идеями Гурджиева. Сейчас он, наверное, в монастыре, – он в монастырь собирался еще тогда, хотя, не знаю…
У многих я хотел учиться и учился. Из необыкновенных людей – это и Володя Данченко, – который йог No20, и Вася Максимов, который один из первых перевел Кастанеду, Аушра…
У меня было много экспериментов со своим собственным сознанием. Это вещи, в основном, бессюжетные. Основная тема этих экспериментов – поиски границ сознания. Одну из границ я нашел, когда сознание опускается в биомассу (естественно, в переживаниях, не умозрительно). Когда это происходит, – в какой-то момент ощущаешь, что в биомассе твоего тела собственно ничего человеческого нет. Там нет человеческого сознания. Если опускаться еще глубже, то там ситуация вообще такая, что страх сойти с ума возникает совершенно четко. Вторая граница была граница восприятия, когда восприятие перестает складывать мир. Мир становится, как промокашка. И третье, пожалуй (я , правда, не назвал бы ее такой уж явной границей), – это когда перестаешь отличать свое тело от других тел. Можно было бы сказать, что это – разотождествление, но это не разотождествление, а когда нет своего и не своего. Но таких границ, наверное, много…
3.11.1998.
В: – Как бы вы описали общее настроение той эпохи? Что это было?
Григорий Рейнин: – Я могу только свое настроение описать, потому что, какое оно было общее – не знаю: совершенно разные люди занимались разными вещами, иногда одними и теми же с разными мотивами. Поэтому – у кого были какие настроения – не знаю, – у меня был просто очень сильный интерес к чему-то такому, что находится явно за пределами моих представлений. И приходила литература, люди, – этот интерес все время удовлетворялся.
А вокруг были разные люди. Были религиозные фанатики, были манипуляторы, которым было интересно манипулировать другими людьми. Были люди, которые искренне заблуждались. Бывало, что человек из состояния неофитства, познакомившись с какими-то идеями, начинал играть роль миссионера, обращающего в свою веру других. Мне больше импонировали люди со здоровым чувством юмора, которые понимали, что они делают, и не впадали в шизофрению и паранойю. Конечно, вокруг было много параноиков.
В: – Как вы считаете, какие были основные тупики, в которые люди тогда попадались?
Григорий Рейнин: – Тупики в поисках? – Отсутствие грамотных Учителей. Несмотря на наличие каких-то текстов, которые, в принципе, были глубокими и интересными, отсутствие реальных носителей приводило в тупик.
В: – А внешне к чему это приводило?
Григорий Рейнин: – Приводило это к тому, что люди пробовали самые разные практики, но им трудно было с позиций имевшихся знаний как-то эти результаты осознавать. Люди попадали часто в какие-то патогенные системы верований, встречаясь опять же с неофитами, носителями каких-то систем, типа Агни-Йоги или же чего-то другого – много же всякого возникало. Было довольно много людей, которые занимались всякой разной биоэнергетикой да еще и с таким христианским антуражем. И все это было с разной степенью искренности.
Вообще было ощущение энтузиазма и было приятно, что люди, которые по своим специальностям были далеки от чего-то такого, вдруг интересовались самопознанием. Интересовались с энтузиазмом, тратя на это время, тратя силы, тратя жизни… Очень много было конфликтов семейных в связи с этим, потому что, как правило, люди эти либо не находили понимания в семье, либо сами находились в таком состоянии, что были несправедливы к своим близким; они думали, что кто-то их тормозит, то есть объясняли свои неудачи действиями других людей, какими-то внешними обстоятельствами. Как только у человека есть желание объяснить что-то внешними обстоятельствами – эти обстоятельства тут же возникают. Всегда ведь можно найти то, чем объяснить свою неудачу.
В: – Какие, на ваш взгляд, могли быть выходы из тупиков? Были ли они? Удавалось ли кому-то? Что для этого нужно было?
Григорий Рейнин: – Я думаю, что здесь нет какой-то единой рекомендации. Либо человек, выходя из своего тупика, шел за какой-нибудь, грубо говоря, сектой или группой и попадал в очередной замкнутый круг, в котором эта группа существовала. Тогда он все равно не вставал на Путь, а попадал в некоторое убежище. Либо, что случалось реже, человек находил какой-то свой вариант, свое видение. Я считаю, что такое могло произойти только через какую-то активную работу по осознаванию, через попытку понять – что же такое в действительности случается, происходит, что я вижу… и основная сложность состоит в том, что мы привыкли опираться на данные своего собственного опыта, то есть на данные своих органов ощущений. Если мы что-то видели своими глазами, чувствовали своими руками – для нас это является конечным аргументом. А важно-то еще и осознать, – что именно стоит за этими ощущениями.
В: – Что для вас является критерием того, что человек занят Духовным поиском, поиском контакта с Реальностью, а не каким-то побочным продуктом? Что это – какой-то внутренний критерий или внешний?
Григорий Рейнин: – Для меня всегда интересно, когда человек разговаривает своим языком, своими словами, высказывает свои мысли, даже если я с ним не согласен. У меня достаточно квалификации, чтобы отличить, когда человек высказывает свои собственные мысли и когда он повторяет какие-то тексты, даже если я эти тексты не читал.
В: – То есть это – критерий интуитивный?
Григорий Рейнин: – Да, конечно, интуитивный. Но это – первое. Второе – это когда человек не объясняет свою ситуацию внешними обстоятельствами. Это тоже важное состояние, когда ты понимаешь, что все зависит от тебя. Не надеешься на чью-то помощь и не оправдываешь то, что с тобой случается “объективными факторами”.
А внешних критериев нету. У каждого это происходит по-своему и, опять же, можно только за себя что-то говорить. Я не знаю, как это внешне выглядит.
Здесь нет единого критерия и его не должно быть, иначе все слишком просто было бы. Можно было бы на внешние признаки легко ориентироваться. А не всегда так. Бывает человек занимается бизнесом и всякими мирскими делами и, в то же время имеет очень высокий уровень осознанности; а бывает, что люди занимаются религией и в то же время находятся в полной темноте. Я думаю, что не так уж важно, чем человек внешне занимается.
В: – Как вам удалось выйти на Арканы Таро? Ведь это в то время было непросто.
Григорий Рейнин: – Когда мне было лет двадцать восемь, у меня было двое знакомых, которым было лет по пятьдесят. Сейчас один из них, насколько мне известно – в монастыре, а второй – куда-то уехал. Достаточно краткое было знакомство. Они меня познакомили с Арканами, но, что самое главное, – они познакомили меня со способами работы с Арканами. Произошло это как бы случайно. Одна знакомая привела меня к человеку, у которого была большая библиотека. Он познакомил меня тогда не только с Арканами Таро, но и с работами Айванхова, писаниями Лествичника, с Гурджиевскими работами. Это был тот самый фотограф – Слава, о котором я Вам уже рассказывал.
Дальше я уже развивал эту тему сам. С этими людьми я больше не общался. Есть люди, которые являются просто проводниками и в этом они чувствуют свое предназначение.
В: – Вы – Мастер Школы?
Григорий Рейнин: – Да.
В: – Что сблизило вас с этой Школой?
Григорий Рейнин: – Пожалуй – первая Традиция, с которой я встретился и увидел человека, который то, что он говорит, – воплощает своим бытием.
В: – Прошлый раз вы говорили, что не вступаете ни под какие “знамена”…
Григорий Рейнин: – В действительности Школа – это не “знамена”, а закон, который формируется в виде трех постулатов.
В: – Какие это постулаты?
Григорий Рейнин: – Первый постулат: “Каждый человек есть проводник бесконечного океана Знания и Силы, лежащего позади него”.
Второй постулат: “Познай самого себя, как часть мира и мир, как часть себя”.
Третий постулат: “Из мира следствий – в мир причин”.
Эти постулаты определяют Закон Школы, и это созвучно с тем, что я сам вижу и думаю. Внутри этого Закона я увидел огромную свободу для собственной Реализации. Внутри этого Закона для меня нет каких-то ограничений. Все вспомогательные практики Школы, такие как “Огненный Цветок”, методика “Дифференциальных Функциональных Состояний” (ДФС) и другие – они вторичны по отношению к Закону Школы.
Я вот давно уже “Сенситивный тренинг” провожу. В какой-то момент возникло понимание, что система образования не доделывает свою работу, там много задач и практик на развитие логической сферы, есть и немного на развитие образной сферы, но это как-то отдельно, а вот одновременно на развитие и образной и логической сферы – это отсутствует совсем. И здесь возникла идея такого “ликбеза”, чтобы людей обучать навыкам гармоничной работы образной и логической сфер сразу. Здесь и появилась идея “Сенситивного тренинга”, который использует простые и доступные упражнения, не требующие специальных трат времени; упражнения, которыми могут заниматься люди, без отрыва от социальной жизни. Очень многие практики не удовлетворяли именно тем, что требовали особого сосредоточения, типа практик Даосской йоги, которые сейчас напечатаны в разных книжках, и заниматься которыми, по моему мнению, нельзя категорически. Кто об этом знает, тот и не занимается, а кто не знает, тот приходит уже в качестве пациента, рассказывая, куда он сублимировал эту сексуальную энергию и что после этого произошло с эндокринной системой.
И в “Сенситивный тренинг” из сотен упражнений выбирались наиболее простые, доступные и безвредные.
В: – Расскажите, пожалуйста, подробнее о “Сенситивном тренинге”.
Григорий Рейнин: – В двух словах о нем не расскажешь. Я вам дам несколько своих статей, где рассказывается о “Сенситивном тренинге”, – можете воспользоваться этими статьями в своей книге.
Лия дал мне три статьи, – тексты его выступлений:
“Кустарь-одиночка в открытом социуме”,
“Практики второго уровня реальности” и
“Картина мира, его описание и патогенные системы верований”.Вы можете прочитать их на сайте Мастерской Лии Рейнин.
Итак, параллельно с общеизвестным предсказательным направлением, которое ассоциируется с картами Таро, всегда существовала иная традиция, передающаяся из уст в уста во все времена существования колоды карт. С точки зрения этой второй традиции, назовём её условно эзотерической, а первую – экзотерической, та функциональная экзотерическая часть Таро является транспортным средством, такой “машиной времени”, которая пронесла колоду карт через века, а, возможно, и тысячелетия, и позволила ей сохраниться в том виде, в каком она была в прежние времена. С точки зрения внутренней традиции, колода карт рассматривается как медитативная система. Подобные системы существуют и в других традициях, таких как буддизм, где изображения различных божеств рассматриваются как медитативные карты, аналогичная ситуация в индуистском пантеоне, есть традиции которые рассматривают христианский иконостас как медитативную карту, изображения различных святых и подвижников.
Есть ещё множество способов взаимодействия с колодой карт, но они уже касаются тех или иных конкретных применений. Всё начинается с того, что человек осуществляет практику погружения в каждую карту, в объём определённого знания. Практика состоит в погружении в те или иные арканы, при этой практике каждая карта рассматривается лишь как картинка на входе, то есть знак, обозначающий вход в тот или иной объём знаний.
С этой точки зрения сама по себе картинка не имеет большого значения, хотя, зачастую, во многих колодах знаки, которые имеются на картинках, безусловно, являются отражением содержания аркана. Существуют традиции, занимающиеся трактовой различных рисунков и различных символов, как правило, не идущие дальше того, что нарисовано на двери. В общем, фактом, свидетельствующим в пользу этого принципа, является существование множества различных колод Таро, которые похожи друг на друга. Знаки могут быть разные, главное, чтобы они соответствовали нужным дверям…